Год выпуска: 1971
Режисер: Лукино Висконти
Литературное творение Томаса Манна «Смерть в Венеции» посвящено воспеванию красоты как самой жизнеутверждающей, властной и всепоглощаеющей силы. Сначала появляется красота, а потом возникает преклонение перед ней, восхищение, благоговение, любовь…
В своем переложении «Смерти в Венеции» Лукино Висконти не изменяет основные вехи сюжета, подчеркивает самые выразительные моменты и визуализирует прекрасные пейзажи, описанные в книге, создавая тем самым очень добросовестную и гармоничную экранизацию.
Профессор Густав фон Ашенбах решает уйти в неограниченный отпуск, утомленный продолжительной литературной деятельностью. Местом своего отдыха он избирает один из венецианских курортов. Профессор пребывает в Венецию ранним утром на пароходе, встречаемом прекрасным рассветом… Этот рассвет как бы символизирует начало новой жизни, которая ждет здесь Густава фон Ашенбаха. За свои прожитые пятьдесят с небольшим лет, он довольно устал и мало что может потревожить его душевный покой, разве что самое совершенное воплощение красоты…
Профессор, несмотря на свою внешнюю равнодушную сдержанность и скептицизм, имел тонкую, восприимчивую к прекрасному душу и воображение художника. Его задевало все, что может служить примером идеального воплощения силы природы и божественного замысла, будь-то раннее утреннее солнце или же восхитительно красивый юноша…
Встречая на привилегированном курорте юного Тадзио, Ашенбах переосмысливает творческий поиск всей своей жизни. На всем ее протяжении он исследовал тему красоты и основу ее возникновения. Может быть, это чистота? Чувства? Дух? Всю жизнь он метался между своими рассуждениями, и его душа была раздираема философскими противоречиями. Художник, по его словам, творя, бродит в темноте, и, когда ему удается создать нечто прекрасное, то это скорее не его заслуга, а случайность. Поэтому, профессор, до конца не понимая природу красоты, может лишь восхищаться уже готовым результатом. Так, этот четырнадцатилетний мальчик становится для него самым совершенным произведением природы и средоточием красоты, что Ашенбах забывает обо всех своих рассуждениях и визуально наслаждается прекрасным. Перед ним предстает настолько совершенное воплощение формы, что она становится самодостаточной и завершенной без какой-либо идеи, лежащей в основе нее. Через созерцание этой формы, профессор, вскоре до безумия влюбляется в этого юношу. Он любит его чистой, беззаветной любовью, как любят и поклоняются произведению искусства. Эти чувства возникают незаметно для Ашенбаха, а затем поглощают все его существо, сменяя внутреннюю борьбу морали и устоев с зарождением роковой любви, на целостное, светлое чувтсво.
К сожалению, жизнь с ее динамикой не смогла принять такого чувства, выраженного в статичном поклонении прекрасному экспонату. Концовка фильма заключена в его названии. Несмотря на ее трагичность, профессор Густав фон Ашенбах, глядя на беззаботную игры на пляже своего любимца, в упоении проводит последние (возможно самые счастливые в жизни) дни, наслаждаясь каждым ее мгновением, исполненным радости, смысла, глубокого понимания жизни и своего единения с миром, так, как это может быть только тогда, когда по-настоящему любишь.
Я думаю, что этот фильм создан не для того, чтобы подчеркнуть трагичность подобной истории, а чтобы наглядно показать, что даже в нашем несовершенном мире можно найти совершенство, пусть даже в начале поиска оно будет заключено в красивом цветке или прекрасном закате, надо только верить и никогда не прекращать искать, тогда оно незаметно войдет в Вашу жизнь и будет проявляться в каждом предмете, окружающем Вас, наполнив действительность красотой и очарованием.
Кинокритик Попова Александра