Год выпуска: 1924
Режиссер: Эрих фон Штрогейм
В 13 веке, благодаря труду великого ученого - метафизика и теоретика католической церкви, Фомы Аквинского, возникла концепция о семи смертных грехах: гордыне, зависти, чревоугодии, похоти, гневе, алчности и праздности. Почему именно такие пороки объединены в эту концепцию?
Потому, что церковью считается, что именно они ведут к гибели человеческой души. Чтобы прояснить, что в данном случае подразумевается под гибелью, я приведу цитату из катехизиса католической церкви: «…Смертный грех нарушает в нас основной жизненный принцип, которым является любовь. Он влечет за собой ее потерю и лишение состояния благодати. Если этот грех не искуплен раскаянием и прощением Божием, он влечет за собой исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно».
А теперь, после такого обобщающего вступления, я хотела бы перейти непосредственно к разбору фильма Штрогейма «Алчность».
Весь фильм представляет собой цепь поступков разных людей, соединенных между собой одной побуждающей идеей – алчностью. С первых минут перед нами последовательно раскрывается повествование, в основе которого лежит немотивированное стремление человека достичь успеха и богатства любым путем. Почему немотивированное? Потому что у него нет конкретной цели стать кем-то, у него есть лишь цель получить что-то для себя. Для него деньги – это не средство достижения цели, а, в конечном итоге, сама цель его существования.
Будучи сыном шахтера и не имея никакого специального образования, главный герой Мак Тиг, благодаря своему безграничному стремлению, все-таки, добивается определенного положения в обществе, которое приносит хороший доход, а именно становится нелицензированным стоматологом – самоучкой. В своей жизни он никогда ничего не делал кому-то просто так, поэтому его самого невероятно удивило возникшее в душе желание помочь девушке Трине, которая не могла заплатить за его врачебные услуги.
Мак Тиг поступает благородно и, поначалу, нам кажется, что эта влюбленность героя меняет его существо к лучшему. Конечно, мы видим, что Мак все так же скуп и в своих ухаживаниях за Триной, и по отношению к своим друзьям, но при этом можно подумать об искренности чувства героя. Постепенно становится ясно, что любовь Мак Тига – это лишь завуалированное желание обладать Триной, которое в момент их встречи на железнодорожной станции прорывается наружу. Это желание, может быть в данном случае несколько утрированное, сродни тому, которое испытывает почти каждый человек, видя какую-нибудь красивую и дорогую вещь, которую он мечтал иметь.
Так, женившись на Трине, Мак Тиг помимо своего стоматологического кабинета, стал также обладателем красавицы – жены, причем с богатым приданым: пятью тысячами долларов, выигранными в лотерею. Можно сказать, что теперь он достиг верха благополучия, ведя размеренную, немного скуповатую, но, вообщем-то, приемлимую жизнь.
Затем, сюжет фильма поворачивается так, что ситуация меняется на прямопротивоположную. Теперь, Трина, опасаясь потерять выигранное золото, запрещает трогать его и начинает лихорадочно откладывать деньги. В своей экономии она доходит до абсурда, что даже совсем не расточительный Мак Тиг больше не в силах терпеть такое отношение.
Считается, что все, что люди делают в жизни, неважно, хорошее или плохое, впоследствие бумерангом возвращается к ним. На своем пути к успеху Мак был ведом только одним желанием – желанием обладать. Будучи мужем Трины, он на своем опыте узнает, во что превращается жизнь, когда окружающие люди стараются получить от тебя лишь материальную выгоду: бывший друг Тига и жених Трины, движимый завистью и алчностью доносит на него в медицинское управление, после чего закрывают врачебный кабинет Мак Тига, а Трину, после потери мужем дохода, вообще перестает интересовать его существование.
Тогда главный герой запивает, опускается на самое дно и, доведенный до крайней степени отчаяния, убивает и грабит Трину, которая внешне живя в полной нищете копила и нежно, словно ребенка, оберегала свое золото. Когда Мак Тиг осознает, что стал разыскиваемым преступником, он решает скрыться от преследования в Долине Смерти, но тут его настигает бывший жених Трины, также одержимый желанием обладать краденым золотом, что в итоге заканчивается гибелью обоих: один умирает от пули, другой – от жажды, а золото так и остается лежать на палящем солнце.
Фильм Эриха фон Штрогейма «Алчность» может несколько преувеличенно, но все-таки довольно жизненно и последовательно показывает, как одержимость желанием обладать чем-либо, т. е. алчность ведет к полной деградации человеческой личности и является причиной разрушения судеб многих окружающих людей. Человек теряет те качества, за которые он зовется человеком в истином смысле этого слова: любовь, сострадание, уважение. Сам фильм не является нравоучением для зрителя, а лишь выставляет этот порок без всяких прекрас, чтобы зритель сам определил для себя, хочет ли он быть марионеткой своих собственных приземленных желаний или же быть творцом своей жизни.
Попова Александра