Год выпуска: 1964
Режиссер: Микеланджело Антониони
Красная пустыня» - это такое произведение Антониони, в котором достигает почти что совершенства изобразительная (эстетическая) сторона и органично соединяется со смысловым повествованием. В этом фильме нет случайного кадра, предмета в нем, цвета, а его композиции продуманы и завершены. Все выверено до мельчайших деталей, настолько, что для исполнения цветового замысла автору понадобилось даже красить траву…
Несколько первых минут перед нами разворачивается картина современного искусственного мира, целиком являющегося творением человека, воплощенного в изображении одного огромного завода и окружающей его территории. В таком мире естественное начало подавлено (природа иссушена и приобретает сходство с обломками металлических ржавых деталей, а ее истинные атрибуты, например, зеленый цвет, символизирующий жизнь, может принадлежать на этом пейзаже лишь пальто главной героини Джулианны), зато на этой почве прекрасно расцветают комплексы и замкнутость современного человека.
Жизнь Джулианны и жизнь ее семьи (мужа Уго и сына Валерио) разворачивается непосредственно на фоне размеренного и полностью отлаженного существования этого предприятия. Его служащие живут довольно приемлимо, у них хорошие квартиры, лаконичная современная мебель, стабильная работа.
На мой взгляд, здесь делается акцент на то, что при объединии людей через большие производства, международные компании, различные сообщества и т. д., теряется самобытность и выраженность отдельного народа, его территории и языка. Таким образом, все большие и не очень города становятся похожи друг на друга, теряя свою индивидуальность, а культура отдельно взятого народа вырождается в общую для всех цивилизацию.
Конечно, это лишь намеком обозначенная, сквозная тема «Красной пустыни». Как всегда, в центре внимания оказываются переживания восприимчивой, впечатлительной и жаждущей любви Джулианны. С одной стороны она подавлена внешним серым и унылым урбанистическим однобразием, а с другой - этот мир является отражением состояния ее души. Помимо общего уныния и скуки, изнутри ее подтачивают одиночество, неудовлетворенность, опустошенность и страх. При внешней благополучности ее брака, невозможно назвать его счастливым, т. к. в нем отсутствуют две главные составляющие семейного счастья: любовь и понимание. Джулианна не может реализовать себя ни в семье, ни в работе (ее идея об открытие собственного магазина, выходит незавершенной за пределы повествования). При всем этом, в основе ее несостоятельности лежит скорее внутренняя дисгармония и пустота в душе, чем какие-то внешние причины. Вместо того, чтобы разобраться в себе, Джулианна пытается найти их в окружающем мире и акцентирует свое внимание на этих причинах, а свой личностный кризис старается преодолеть через чувственные переживания, а именно, через роман с инженером Коррадо и переключиться на новые эмоции, связанные с этим.
Что происходит с человеком, который, имея душевные проблемы, связанные с разочарованием и неудовлетворенностью, пытается решить их таким способом? В ответ он получает только еще большее разочарование, усталость и отвращение к себе и к жизни.
Это страшный путь, который ведет в тупик, где наступает полное отупление чувств и безразличие и изменить что-то уже практически невозможно.
Все, наверное, знают такое выражение: «Человек – творец своего счастья», но бывают такие ситуации, когда умом это понимаешь, а изменить свое восприятие мира и душевный настрой бывает очень сложно. На примере Джулианны мы видим, как порой человек сам себя загоняет в тупик, не желая самому разобраться в себе или же обратиться к кому-то за помощью (Вообщем, отчасти это происходит в конце фильма, когда Джулианна приходит к Коррадо, но, поскольку, он не может полностью понять ее и постичь суть ее проблем, то и помочь он ей никак не может).
Также пока человек не разберется внутри себя, все окружающее него будет казаться ему пустым, неполноценным и бессмысленным. Так Антониони блестяще проецирует духовный мир Джулианны на окружающую ее действительность: что-то стройно и отлажено, чтобы повторяться каждый день как бы на автомате, иногда наплывает туман, еще больше путая мысли и чувства, и яркие красные пятна, как блеклая надежда на любовь и счастье…
Особенно приятно смотреть эпизод, в котором она рассказывает своему сынишке сказку про тропический остров. Эта сказка является одновременно и воплощением всего прекрасного, что есть в ее душе и попыткой мысленно убежать от непривлекательной действительности к красивой природе, мечтам, надеждам и гармонии… Ее эстетика и насыщенность цветов выгодно контрастируют с туманной, тревожной бытностью всего остального фильма.
Есть такая теория, что только опустившись до самого дна, человек может начать путь к возрождению. Джулианне больше некуда идти по дороге самообмана и разочарования, она дошла до самого конца.
Вот, перед нами снова всплывает картина: завод, идет Джулианна в зеленом пальто, снова это безрадостная реальность…Нет, мы видим что-то новое в кадре…Что? Зеленая трава? Да, так через кольцевую композицию, Микеланджело Антониони дает нам понять, что в душе главной героини началось движение по новому пути, пути обновления, пусть даже сначала это только маленькие ростки надежды, как новая зеленая трава…
Кинокритик: Попова Александра