Год выпуска: 1991
Режиссер: Ларс Фон Триер
Гипнотически завораживающая картина слушается режиссера, как змеи слушаются факира, втягивая зрителя в повествование, внешне не броское. Оно передает атмосферу послевоенной Германии, разделенной союзниками на части. С переменной скоростью уходит под камеру колея железной дороги, и голос гипнотизера (Макс фон Сюдов) втягивает Вас в "Европу", ведя счет судьбам персонажей, указывая их жизнь или смерть. Мастерская игра чередующимися черно-белым и цветным изображениями, плавные "обманные" переходы, когда один кадр как бы перетекает в другой, ломая реальность, заставляет забыть обо всем. Время от времени появляются и цветовые образы. Это сюрреалистический фильм-фантасмагория, сюжет которого развертывается в замкнутом и, скорее всего, вымышленном пространстве.
В 1945 году из Америки во Франкфурт приезжает молодой немец Леопольд Кесслер, чтобы стать хоть чем-то полезным своей исторической родине в тяжелые времена. Он устраивается помощником проводника спального вагона в железнодорожную компанию "Центропа". С ним знакомится дочь владельца компании, и через некоторое время между ними завязывается роман, завершающийся браком. Брак был необходим молодой женщине, чтобы заставить Леопольда взорвать поезд. Дело в том, что она была членом подпольной организации "Вервульф", объединяющей в своих рядах немцев, оппозиционно настроенных к американцам. Чувство вины или рок, определяемый национальным характером?
Премии и награды:1991 - КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:1 - Премия жюри. Ларс Фон Триер /Lars von Trier/ 2 - Большой приз высшей технической комиссии/
Только что посмотрел фильм Ларса фон Триера "Европа". Интересен прием, использованный в фильме. Это формулы гипноза, которые произносятся в самом начале фильма. Тем самым зритель как бы погружается в заведомо иллюзорную реальность. Название фильма символично. Это и образ цивилизации, оказавшейся во власти тяжелой болезни (нацизма), и образ похищенной души, женского начала (по имени мифической похищенной женщины, носящей то же имя, что и целый континент.).
Символичен экспресс, где происходят все изображаемые события. Обычно в снах появление поезда означает жизненные изменения, движение к новым жизненным ситуациям. Образ экспресса усиливает такие качества, поэтому его облик иносказательно указывает на некие подсознательные психические силы, которые всецело довлеют над жизнью человеческой.
В конце концов смерть и гипнотический сон в фильме мало различимы. Но в чем же тогда смысл жизни? Любовь к женщине? Служение народу, который с таким трудом избавляется от тяжелой болезни? Эти и другие вопросы остаются за кадром. Каждому, кто просмотрел эту завораживающую черно-белую киноленту, остается только строить предположения о том, какие же ответы являются правильными.
Комментарии