"Мечтатели" — экранизация романа французского писателя Жильбера Адера "Совершенно невинные", но, по сути, это фильм о самом Бертолуччи - и не только потому, что действие происходит в беспокойном 1968 году, когда, по словам режиссера, "мы считали, что даже секс может быть революционным". В фильме есть слабохарактерный отец-поэт и сильная мать, мечтающие о колхозах и сексуальных экспериментах, избалованные барчуки-эстеты, иностранец в Париже, мотив кровосмесительной любви.
В этот раз, конечно, не было судебных процессов и костров на площадях. Тем не менее в США и Японии (первом и третьем по величине кинорынках) фильм вышел в урезанном варианте и только в так называемых «арт-хаусах» (по-нашему, клубных кинотеатрах, которых у нас теперь нет). Большинство газет отказались размещать рекламу фильма. Режиссера поразило не само решение цензурных комитетов и прессы, а его мотивировка; "Фильм может вызвать в незрелых умах желание подражать поведению героев".
Бертолуччи возмутился: "Куда ни глянь, на экране кого-нибудь режут, стреляют, давят, топчут, и никто не переживает по поводу влияния, которое подобные сцены могут оказать на незрелые умы!" В цензурном комитете наивному эротоману объяснили, что нынешнее кино рассчитано в основном на детей, а они жестоки и любят кровавые сказки, на чем грех не заработать, стараясь при этом скрыть тот факт, что в реальном насилии нет ничего прикольного, эстетичного или возвышенного. Что касается взрослых трудящихся, то они по выходным хотят потреблять "жвачку" вроде "Властелина колец", под которую отлично идут шоколадные батончики и кока-кола.
К тому же "выразительная" сцена вызывает определенные эмоции, которые современный зритель стесняется показывать на людях. Кто хочет прилива чувств, может купить порно кассету (американцы ежегодно тратят на них 5,6 миллиарда долларов) и тихо мастурбировать дома, как добропорядочный гражданин. Кино секс — это удел посещающих "арт-хаусы" интеллектуалов, которые и так все извращенцы.
Вообще-то, изначально сценарий "Мечтателей" предусматривал "любовный треугольник": брат и сестра должны были состязаться за тело американского студента, и в конце имел место гомосексуальный акт. Но Бертолуччи уже шестьдесят четыре, у него болят спина и ноги, он не захотел рисковать и потому "смягчил" сюжет. Это вызвало неудовольствие критиков — дескать, ничего революционного.
Действително, теперь в главных революционерах ходят британцы. Например, в мелодраме "Мать" зять средних лет "выразительно" овладевает молодящейся пожилой тещей. В драме "Принцы похоти" впервые в истории большого кино мелькнул крупный план орального секса, а этим летом мелодрама "Девять песней" преодолела один из последних барьеров - в картине имеет место натуральный половой акте крупным планом семяизвержения.
Ну и бог с ними, с британцами. Зато "Мечтатели" получились нежными и романтичными, и их можно смело считать последним сладострастным вздохом проигранной сексуальной революции. (Бертолуччи сам признает ее поражение: "Цивилизация стала значительно более ханжеской, чем была тридцать лет назад".) Как и "Последнее танго в Париже". с которого все началось, "Мечтатели" — это фильм не о сексе, а о волшебном городе и о времени, когда человечество еще не простилось со всеми идеалами и сексуальные эксперименты не мешали молодым людям оставаться романтиками. Когда в темноте больших кинозалов мужчины еще обнимали женщин, а не ведра с поп-корном.