«Женщины ждут» - довольно легкий для восприятия черно-белый фильм раннего Бергмана. В картине режиссер представляет зрителям небольшие эпизоды из жизни трех своих современниц: малая Ракель, прелестная Марта, и роскошная Карин. Они такие разные, но их объединяет факт родства – они все замужем за четырьмя братьями Лобелиус.
Небольшой дачный поселок, в уютном домике отдыхают эти женщины с детьми и все они уже месяц ждут возвращения своих мужей, а между тем вечерами коротают время за рукоделием и беседами. Мы оказываемся в роли незримых гостей на этом девишнике, ибо решили женщины поведать друг-другу о самом сокровенном – о своих мужчинах.
Женщины всегда ждут, это свойственно нашей природе, мы ждем: настоящей большой и светлой любви, ждем от любимого человека предложения руки и сердца, ждем внимания со стороны мужа, ждем появления в нашей жизни малышей, внуков… да много чего еще ждем.
Вот и женщины в фильме Бергмана ждут в прямом буквальном смысле слова – долгожданного возвращения своих мужей, но в картине есть еще и глубокий смысл того самого женского ожидания, о котором я уже упоминала, и у каждой из них он свой.
Первая рассказывает о своей с виду благополучной супружеской жизни Аннет - самая взрослая из собравшихся женщин. Памятна мне ее фраза – «мы когда-то с мужем так пламенно любили друг друга в молодости, а с годами превратились в два соломенных тюфяка». Здесь «тема опустошенности» - как перекличка с эпизодом из другого фильма Бергмана «Сцены из супружеской жизни», когда на прием к юристу Марианне (героиня Лив Ульман) пришла уже зрелая и такая же опустошенная женщина, желающая развестись с мужем, с которым прожила уже много лет, воспитала и вывела в жизнь детей. Как мне показалось, Аннет уже давно не ожидает чуда, что в отношениях с мужем вновь вспыхнет искра, она ждет внуков: «Я буду хорошей бабушкой»? Самая юная девушка Май смеется и говорит в ответ: «У тебя будет десять внуков!»
Ракель рассказывает историю соблазнения ее другом детства, в которого она была не без взаимности влюблена шесть лет. Соблазнитель тут же поспешил у нее на глазах непрозрачно намекнуть об этом вернувшемуся мужу, в результате чего разгневанный муж тут же потребовал развода и даже пытался застрелиться в сарае. Его спасли лишь уговоры соседа: «Одиночество хуже развода!» Вот эта фраза в духе Бергмана! В результате подобного «катарсиса» Ракель взглянула на свою с мужем жизнь по-иному и у супругов теперь все более или менее благополучно.
Чего же ждала в своей истории очаровательная Марта? Она ждала предложения руки и сердца от отца своего будущего ребенка, в которого была влюблена, но будущий драматург предпочел расстаться с девушкой. Расстаться, так и не узнав новости о будущем ребенке и уехать на похороны своего отца. Затем Марта уже одна ждала только появления на свет своей малышки. После рождения дочери отец ребенка предлагал ей зарегистрировать брак, но гордая женщина вышла замуж за его старшего брата.
Роскошная 35-тилетняя блондинка Карин (героиня Эвы Дальбек) - мать двоих детей, замужем за состоятельным мужчиной и неужели тоже ждет чего-то? Она ждет, когда муж перестанет общаться с ней «тоном маленького начальничка», и все свободное время посвящать работе. Как же здорово ей было случайно с ним провести ночь в застрявшем лифте! Так, что даже суховатый и постный супруг воскликнул: «Почаще бы за 15 лет супружества застревать в лифте»! Но, вернувшись в квартиру – вновь деловые телефонные звонки супругу – жизнь, увы, вернулось на круги своя!
И в то время когда женщины сплетничают, Май, младшая сестра Марты, собирается сбежать со своим любимым на лодке, что ей и удается – доплыть до середины озера. Как это похоже на саму Марту несколько лет назад! Женские истории имеют свойство повторяться…
Уверена, что при просмотре фильма многие женские образы середины прошлого столетия будут узнаваемы и сегодня, вот он - магнетизм настоящего кинематографа!
Искренне Ваша,
Ingrid