Рейтинг: 0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Год выпуска: 1960

Режиссер: Микеланджело Антониони

Существует огромное количество фильмов о мести и возмездии. А сколько существует фильмов о прощении? Наверное, в голову приходит, в лучшем случае, один или два, да и то, скорее всего, эта тема не раскрывается полностью.

Фильм «Приключение» - это удивительное иносказание, безусловно, гораздо более многогранное, чтобы ограничиться изображением только одного акта человеческой воли, но именно эта тема затрагивает самые дальние уголки нашей души.

Главная героиня, Клаудия, отправляется в небольшое морское путешествие на яхте со своей подругой Анной и ее молодым человеком. Отношения Анны и Сандро уже потеряли ту остроту, которая поддерживалась скорее физически, нежели глубиной чувств, но по инерции продолжаются. Во время этой морской прогулки на одной из остановок на островах Анна исчезает. Естественно, все обеспокоены случившимся и бросаются на ее поиски. На этом истории о пропаже Анны можно не придавать большого значения, потому что этот конфликт так и останется неразрешенным. Вернемся к оставшимся героям.

Несмотря на то, что прошло совсем немного времени, после исчезновения их общей подруги, Сандро начинает проявлять к Клаудии интерес. Нельзя сказать, что Сандро ей не нравится, скорее даже наоборот, просто она не может понять одну вещь: как можно, едва потеряв одну девушку, вскоре увлечься другой? На что Сандро дает очень простой ответ: «Тогда я был искреннен с ней, сегодня я искреннен с тобой».

Внутренний конфликт Клаудии заключается в том, что, с одной стороны она хочет ему поверить, а с другой – не может понять, насколько глубоки и честны его слова. Эти чувства борются в ней, когда, параллельно, Сандро пытается склонить Клаудию принять его отношение, доказывая свою привязанность любым способом. Она ему уступает. Если раньше Клаудия хотела, чтобы Анна нашлась, то теперь, возможно, даже против ее воли, ей больше не хочется, чтобы подруга вернулась. Клаудия стыдится своего чувства, но единственное, что дает ей возможность оправдать себя в своих глазах – это вера в подлинность их отношений с Сандро. Ей хочется раскрыться, убрать всю фальш и двусмысленность, но противоречивость и поспешность сложившейся ситуации не дает ей смелости это сделать. На этом этапе существует только «сейчас», только «мгновение», делимое надеждой и разочарованием. Нет никакой веры в будущее, да и даже в настоящее.

В своих «отчаянных», в смысле жалких последних попытках найти Анну с огромным желанием ее не находить, Клаудия и Сандро приезжают во Флоренцию. Там они поднимаются на колокольню Джотто. Дальше вступает в силу вся поэтика символизма и подтекста Антониони.

Сандро, будучи по профессии архитектором, восхищаясь стариной одного из самых красивых городов, говорит:

- Сейчас уже не строят такие дома, как раньше. Сейчас все делают лишь на время, да и то, невозможно полностью реализовать свой замысел, слишком сильно подверженный влиянию заказчика. Гораздо проще чертить чужие проекты, к тому же за это платят неплохие деньги.

На это Клаудия ему отвечает:

- Нет, ты можешь, если захочешь строить на века. У тебя есть талант, надо только найти в себе силу.

Потом Сандро произносит фразу, как будто бы вырывающуюся из контекста их разговора:

-А давай поженимся?

Клаудия окончательно запутывается в своих чуствах. Казалось бы, вот оно – «на века», а точно ли? Ей хочется сказать «да», но ей нужно что – то, что бы окончательно ее подтолкнуло к этому решение, ей нужен знак... Она резко дергает за веревку, ведущую к языку колокола. В этом жесте и звуке удара выражается все ее внутреннее напряжение.

- Слышишь? Звонят.

- Откуда?

- Оттуда. Кажется, откликаются с другой колокольни.

Да. Давай поженимся.

Как это прекрасно, дать себе волю всем своим существом во что – то поверить, тем более, что в наши дни это – непозволительная роскошь. Это может позволить себе лишь тот, кто очень богат, т. е. полон желания и возможности отдать, не боясь при этом делиться собой, несмотря на страх быть обманутым. Из – за этого страха, в жизни мы постоянно выстраиваем защиту. С годами она достигает такой толщины, что уже становится невозможным позволить себе такой роскоши, как любовь. В итоге, потеряв эту «роскошь», мы теряем последнюю возможность обретения гармонии и радости жизни. По своей сути, любовь к миру и к окружающим людям, которую проповедуют почти все религии, ничем не отличается от эротической любви, являющейся средоточием любви ко всем людям на одном человеке, а через него проекцией этого чувства на всех остальных. Поэтому, сколько бы раз не было больно, не стоит доводить свою защиту до уровня, где исчезает эта способность.

Клаудия открывается любви Сандро. Теперь она уязвима, но, несмотря на это, ей хочется идти дальше.

Они приезжают в отель. Клаудия устала и остается в номере. Сандро идет подышать воздухом.

Утро. Отель. Клаудия в номере одна. Она идет его искать и застает с другой женщиной.

Теперь мне хотелось бы поговорить о прощении.

Клаудия. Больно. Обидно. Глупо было бы себе врать. Хочется заплакать. Нет, этого не будет. Почему? Потому что есть гордость, есть достоинство. А что остается? Обида, жалость к себе или прощение? Клаудия выбирает последнее. Наверное, хочется спросить: «а как же гордость, а как же достоинство?» Да, это часть нашей сути, но эти качества реализуются только в том случае, если мы сохранияем нашу целостность, а злоба и обида ее разрушают. Прощение – это проявления нашей силы, а все остальные чувства – это проявления нашей слабости.

У Клаудии эта сила есть. Она может себе позволить простить, так же как может позволить отдать часть себя, не требуя что – то взамен.

Если ты учишься, хорошо, если через радость, но скорее через боль, этим качествам, тогда становишся свободным в истинном смысле этого слова, только тогда ты становишься творцом своей жизни.

Попова Александра

You have no rights to post comments

Скачать Форум ПМР.